Поиск по сайту

История стеклоочистителей: Современные схемы дворников

История стеклоочистителей: Современные схемы дворников

  • 9 минут на чтение

В предыдущих статьях мы рассмотрели историю изобретения и развития дворников. В этой статье мы расскажем о различных видах стеклоочистителей, применяемых в современных пассажирских автомобилях.

Это завершающая статья из цикла. Познакомьтесь с предыдущими частями История стеклоочистителей: Первые изобретения, История стеклоочистителей: Навстречу современности и История стеклоочистителей: Современные схемы дворников.

Долгое время автогиганты совместно с производителями дворников искали идеальную конструкцию стеклоочистителей, позволяющей очищать от дождя и грязи практически всю поверхность ветрового стекла.

Однако автопроизводители должны были учитывать и другие факторы. Щетки стеклоочистителей и сам механизм должны быть доступными в производстве, простыми в обслуживании и недорогими в замене.

Кроме того, существуют ограничения на потребление энергии и размер самого дворника. Стеклоочиститель со слишком большим энергопотреблением будет разряжать аккумулятор, а стеклоочиститель большого размера нанесет ущерб аэродинамике автомобиля и, следовательно, увеличит расход топлива.

Таким образом поиск идеального механизма — это поиск баланса между качеством и площадью очистки стекла и стоимостью и функциональностью стеклоочистителя.

Каковы же наиболее распространенные решения?

Система с одной щеткой

Система с одной щеткой стеклоочистителя имеет очевидные преимущества: минимально влияет на аэродинамику и дешева в производстве и обслуживании, т.к. имеет один двигатель, установленный посередине.

Система с одной щеткой

Главный недостаток – относительно небольшая площадь очищаемой поверхности.

В такой системе щетка стеклоочистителя очищает ветровое стекло по дуге. При этом остаются неочищенными большие участки ветрового стекла в левом верхнем и правом верхнем углах и небольшой участок снизу слева.

Поэтому решение не является идеальным. Оно применяется в основном в автомобилях эконом-класса с целью снижения их стоимости. Самые известные примеры: Citroen AX, Fiat Panda, Seat Ibiza и Volkswagen Scirocco.

Улучшенная система с одной щеткой

Тем не менее, учитывая преимущества систем стеклоочистителей с одной щеткой, производители пытаются внести усовершенствования, чтобы увеличить площадь очищаемой поверхности.

Улучшенная система с одной щеткой

Самый распространенный способ сделать это – установить выдвижной рычаг щетки стеклоочистителя. Во время работы щетка выдвигался в углах ветрового стекла и перемещается назад в начале, середине и конце движения.

На первый взгляд может казаться, что это идеальное решением. Но перемещающийся рычаг увеличивает стоимость производства и усложняет конструкцию и ее обслуживание.

Многие автопроизводители экспериментировали со такой системой стеклоочистителей с одной щеткой. Она ставилась на Audi A2, Mercedes-Benz 190 и E-Class и Subaru XT.

Самым известным сторонником такой сложной системы является компания Mercedes-Benz. Они назвали ее «монолезвие». Первым автомобилем, который получил эту систему, был Mercedes-Benz 190 1982 года.

Система с двумя параллельными щетками

Без преувеличения самый распространенный вариант механизма стеклоочистителей на легковых автомобилях. И, как и почти все самое распространенное это компромисс.

Система с двумя параллельными щетками

Два дворника относительно малы, что сводит к минимуму их влияние на лобовое сопротивление. Они протирают большую часть ветрового стекла, и, что еще важнее, протирают те области, которые с наибольшей вероятностью попадают в поле зрения водителя.

Наконец, благодаря их параллельному способу работы система не слишком сложна. В параллельной системе дворники работают в одном направлении: если смотреть спереди - снизу и налево. А поскольку это самая распространенная система, ее производство и обслуживание самые дешевые.

Система с двумя оппозитными щетками

Такие стеклоочистители могут выглядеть похожими на параллельные системы, но на самом деле они совершенно разные.

Система с двумя оппозитными щетками

Во-первых, отличается расположение моторчиков стеклоочистителей. В параллельных системах двигатель располагается или посередине или справа. В оппозитных двигатели находятся по краям стекла.

И самым главным отличием является направление движения: в оппозитных системах дворники движутся в противоположных направлениях относительно друг друга. Каждый дворник протирает одну сторону ветрового стекла.

Главным плюсом такой системы является максимально большая площадь очистки. Но сама система сложнее, и, следовательно, дороже.

Обычно такая система устанавливается на автомобили, в которых размеры и форма ветрового стекла не позволяет установить параллельную систему.

Примерами легковых автомобилей с оппозитными дворниками являются Citroen C6, Ford S-Max, Peugeot 307 и 308, а также Smart Fortwo.

Система с тремя параллельными щетками

На легковых автомобилях такая система встречается довольно редко. Устанавливается в основном на небольшие по высоте широкие стекла. Преимущество – большая площадь очистки. Недостатками является сложность системы и дополнительные затраты при производстве и обслуживании.

Система с тремя параллельными щетками

В 1960-х годах они устанавливались на британские спортивные автомобили, которые экспортировались в США, где закон требовал определенной площади покрытия дворников для импортных автомобилей. Самыми известными автомобилями с тройным дворником были Austin Healey Sprite, Jaguar E-Type и MGB.

В наше время самым известным легковым автомобилем с тройной параллельной системой щеток стеклоочистителя является Toyota FJ Cruiser.

И это были основные виды систем щеток стеклоочистителей, используемых на современных легковых автомобилях.

В настоящее время автопроизводители продолжают эксперименты с целью найти более совершенные системы стеклоочистителей. Например, Tesla, разрабатывает систему стеклоочистителей, в которой вместо щеток используются лазеры.

Еще больше интересного
в нашем телеграм-канале @avtobeginner_ru

Читайте также

Еще статьи по теме