Поиск по сайту

История номерных знаков

История номерных знаков

  • 17 минут на чтение

Номерные знаки на автомобилях появились почти сразу после появления самих автомобилей. В дореволюционной России в каждом городе существовала своя система нумерации, и этого было вполне достаточно для того уровня развития автомобилизации. Да и поездка из города в город на автомобиле была делом серьёзным и требующим специальных приготовлений, поэтому иногородних машин почти не было. До начала 1930-х годов в СССР уровень автомобилизации не превосходил дореволюционный. Бурное развитие автомобильного транспорта в начале 1930-х годов подняло проблему стандартизации номерных знаков.

В 1931-1932 годах появились знаки, общие для всей страны. Номера были одинаковы спереди и сзади, и имели такой вид: Г-54-53 (чёрные буквы на белом фоне). Такой тип номеров просуществовал недолго. В 1934 году, по новому стандарту, номера должны были иметь обозначение региональной принадлежности под собственно номером, например: 4-24-35, а под цифрами, к примеру, подпись СТАЛИНГРАД. Таких регионов (тогда они назывались “дортрансами”), было 45, и они уже охватывали всю территорию страны. Цвета знаков остались прежними, задний и передний номер всё ещё ничем не отличались друг от друга.

Мотоциклы имели таблички знаков уменьшенного размера. Была предусмотрена и регистрация тракторов этими знаками (но всерьёз трактора стали регистрировать только знаками образца 1958 года). При работе с прицепом полагалось задний знак грузовика перевешивать на прицеп. Появились и специальные знаки ТРАНЗИТ и ПРОБА, последние - для экспериментальных моделей. Такие специальные знаки были предусмотрены и всеми последующими советскими стандартами номерных знаков. Пять цифр - максимальное число, но вместо них могло быть и меньше, даже одна цифра. Чёрточками разделялись вторая и третья, а также четвёртая и пятая цифры, если считать справа, и если такие цифры были в номере.

В 1934-м появились первые троллейбусы, но, в отличие от многих других стран, наши троллейбусы и трамваи всегда имели неавтомобильную систему нумерации. Примерно в 1936-м году появляются номерные знаки нового образца. Например: ГА 02-42, белые буквы на чёрном. Здесь уже регион был зашифрован в буквенном сочетании (например, приведённый знак был выдан в Грузии). Для Москвы было выделено много таких пар букв, все начинались на букву М, а вторые буквы до 1946 года были исчерпаны почти все. На знаках использовались только 28 букв, буквы Ё, Й, Ъ, Ы и Ь не применялись, и такое правило сохранялось до 90-х годов. Цифр теперь стало обязательно четыре, сочетание 00-00 никогда в знаках СССР не встречалось. Задние знаки приняли форму, более близкую к квадрату, в нижней строке стояли цифры, в верхней - буквы, причём в довоенных номерах буквы стояли в центре, а в послевоенных - в левом углу.

Впервые произошло разделение серий по назначению (только в московском регионе, который тогда выходил далеко за границы нынешней Московской области). Для редких до войны автомобилей в личной собственности выделили серию МИ, и её вполне хватило до новой реформы. Серия МА выдавалась служебным легковым автомобилям, в том числе и правительственным. В те годы передние номера мотоциклов устанавливались на переднем крыле вдоль оси движения, и были видны и слева и справа. Они повторяли форму крыла и были по форме как бы частью плоского кольца.

Незадолго до войны транспортные средства Красной Армии стали носить другие номера, типа А-6-66-83. Такая нумерация просуществовала до начала 60-х годов. Никакой системы в этих знаках не было, и это было правильно с точки зрения ввода врага в заблуждение. После войны в порядок пришлось приводить всё, номера тоже, многие регистрационные документы были утрачены, огромная часть машин была мобилизована и получила военные номера, надо было как-то легализовать трофейную технику.

В 1946-м появляются номера нового типа, на жёлтом фоне чёрные буквы: юя 30-19. Принципиально новый стандарт не отличался от предыдущего, только буквы стали меньше по размеру, чем цифры, и находились в верхнем левом углу на переднем знаке и в верхней строке посередине - на заднем. Сами символы на знаке имели характерный угловатый стиль.

Москва имела некоторые знаковые особенности. Во-первых, Московская область стала самостоятельным регионом (серии от “юа” до “юя”). Во-вторых, московские легковые автомобили до начала 50-х годов имели только задний номер. И в-третьих, знаки “служебных” серий (“ма”, “мщ”, “эо” и другие) окрашивались в чёрный цвет, а буквы - в белый.

В конце 50-х появились чёрные знаки в “личных” и в “грузовых” сериях. Впервые отдельные серии (в Москве) были выделены автобусам (“мя”) и таксопаркам (“эж”). Появились специальные номера для дипломатических представительств иностранных государств: д 3-41. Буквы - белого цвета, а фон, похоже был темным. Мотоциклетные буквенные серии повторяли автомобильные, но имели собственный отсчёт, так что у каждого мотоцикла был тёзка-автомобиль с точно таким же номером.

Этот стандарт к концу 50-х годов исчерпал почти все сочетания букв, поэтому новый стандарт уже содержал три буквы: 19-28 юаг. Эти чёрные номера ещё можно часто встретить на улицах, ещё бы - они охватили целую эпоху, с 1959 до 1981-82 годов. Они стали самым удачным сочетанием в смысле лёгкости запоминания и максимального количества регистрируемого транспорта. Когда через 20 с лишним лет от этих номеров отказались, все возможные серии были исчерпаны едва ли наполовину. Пожалуй, их хватило бы ещё лет на десять. Единственный недостаток, - белое на чёрном фоне воспринимается хуже, чем чёрное на белом.

Но вернёмся к 1959 году. Запасы жёлтых номеров ещё выдавались до 1960 года. Жёлтые мотономера в некоторых областях выдавались даже в 1965 году. Примерно в 1965-67 годах вышел приказ об обязательной замене всех знаков старого образца на новые. Но, в связи с многочисленными жалобами автовладельцев, такая замена не была доведена до конца. Очень редко, но даже сейчас попадаются мотоциклы со знаками образца 1946 года, а иногда даже автомобили.

Региональную принадлежность новых номеров стало отличать ещё легче: теперь о регионе говорили две первые буквы, а третья постепенно менялась от А до Я, когда подходила к концу очередная партия из 9999 номеров. Такие партии разбивались на сотни (например, от 60-01 цса до 61-00 цса), и эти сотни рассылались по районным отделениям. Крупные районы могли получить сразу несколько сотен подряд.

С приходом чёрных номеров в Москве появилась ещё одна специфическая серия – “мос”, машины с этой серией принадлежали правительству и партийной верхушке. Серии в Москве продолжали разделяться на личные, грузовые и служебные. Выделялись автобусные серии (“мма”, с середины 70-х годов к ним добавилась серия “ммн”) и такси (“ммт”, позднее ещё и “ммл”, а в конце 1970-х к ним добавилась “ммм”). Все остальные московские серии до конца 1960-х годов начинались буквами “мо” (от “моа” до “моэ”). По номеру автобуса и такси можно было определить, к какому парку принадлежит машина - по первой цифре. Ещё одна связанная с этим особенность: эти номера переходили по наследству от списанных машин к новым, тогда как на других автомобилях номера почти никогда не жили дольше самого автомобиля.

В начале 1960-х личные машины всё ещё были малочисленны, поэтому во многих областях так и не было разделения на легковые и грузовые серии (Смоленская, Владимирская), в некоторых оно возникло не с первых серий (Тульская, Ярославская). С некоторым опозданием чёрные номера стали выдавать мотоциклам и даже мопедам. Номерные таблички мопедов были ещё меньше, чем мотоциклетные. Но у ГАИ просто не хватило сил на борьбу с владельцами мопедов, которые не торопились получить номер, и мопедам было разрешено ездить без номера. Примерно в это же время прекратилась богатая история велосипедных номеров, которые были очень красивые, разноцветные и в каждом городе свои. Дипломатические номера были типа: D-85-054, первые две цифры - код страны. Знаки были белыми с чёрными буквами, а в остальном были похожи на обычные знаки.

За 2-3 месяца до Московской олимпиады-80 в столице появились машины с более крупными белыми номерами с чёрными буквами серии ОЛМ - для обслуживания олимпиады. А так как все иногородние машины были выдворены за пределы Московской кольцевой автодороги, а московским машинам проезд был всячески ограничен, во время самой олимпиады машины, в основном новенькие автобусы, с новыми нарядными белыми номерами преобладали. Были ещё немногочисленные “Волги”-такси с белыми номерами серии МЕБ и с надписью “Подольск” на дверце.

Олимпиада прошла, и машины с белыми номерами быстро перерегистрировали на чёрные. А весной 1981-го стало понятно, что серия ОЛМ была первой из нового стандарта. Теперь по всей стране стало легко отличать частников от госмашин. На частных номерах третья самая “переменная” буква была переведена в левую часть номерного знака. А на государственных сохранилось старое написание символов.

Первые две буквы областей на белых номерах в основном сохранились те же, что и на предыдущих чёрных. Теперь грузовые серии начали отсчёт с третьей буквы Л (УТЛ, УТМ ...), а служебные - с А (УТА, УТБ ...). Задние номера грузовых серий были по форме близки к квадратной, задние номера личных серий были длинными, взаимозаменяемыми с передними, служебные серии могли иметь задний знак обоих типов. Пострадали владельцы личных ГАЗ-69: длинный знак не становился на старое место, поскольку мешал открытию заднего борта или выпирал за габарит. Пришлось всем городить самодельное освещение посередине заднего борта за счёт пространства внутри борта для хранения брезентовых боковин в снятом состоянии. Похожую проблему испытали и владельцы “Москвичей-401”.

С введением нового стандарта не требовалось заменять знаки старого образца. Было только одно исключение - все старые московские серии, кроме частных, были искоренены за два-три года. На новых номерных сериях написание символов стало часто меняться. На первых номерах цифры 6 и 9 имели хвостики в виде строгой прямой линии, затем они стали чуть с изгибом, скоро появились номерные знаки, написанные в стиле “как курица лапой”, но потом вернулись ко второму стилю, который применяется и до сих пор. Зато появились новые проблемы, даже обсуждавшиеся в прессе: чёрная краска букв недолго выдерживала встречную дорожную пыль, а ответственность за различимость знаков, по мнению ГАИ, лежала на совести водителей.

Вскоре после начала перестройки наступил экономический кризис. С производством знаков начались проблемы, запасы иссякли, и теперь при постановке на учёт спрашивали владельца: “А старые номера у тебя есть? А, ну тогда жди, когда появятся!”. До реформы 1981 года тракторные номера были жёлтого цвета с чёрными буквами. Теперь цвета знаков не отличались от цветов других видов транспорта, но у тракторов номера были с двумя верхними срезанными уголками и с двумя буквами, как, впрочем, и в предыдущем стандарте. Номера прицепов отличались от тракторным тем, что у них были срезаны не верхние, а нижние уголки. До 1981 года на таких номерах (чёрных) стояло слово “прицеп”. Дипломатические, торговые и номера фирм с иностранным капиталом теперь получили разноцветный фон, в отличие от наших, отечественных машин.

С этими номерами мы вошли в период распада СССР. Независимость новых государств предполагала и свой стандарт автомобильных номеров. По разным причинам (исчерпавшиеся серии, экономический кризис, нездоровый национализм) эта смена произошла в разное время и с разным отношением к замене старых серий. Небольшие республики перешли на удобные для запоминания знаки с небольшим числом символов (Прибалтика и Закавказье). По этому же пути пошла и Белоруссия, но с использованием только совпадающих с белорусским алфавитом латинских букв. На Украине нашли способ применения буквы I для областных сочетаний в прежнем советском стандарте. Азиатские республики официально перешли на латиницу, и номерные знаки у них тоже латинские и удобные для запоминания.

С 1994 года на наших машинах появились те знаки, которые выдаются и в настоящий момент. Они сильно отличаются от всех предыдущих. Во-первых, за основу была взята не самая удачная французская система регионального обозначения - с помощью двух цифр (даже коды столиц почти совпадают, - у Москвы - 77, у Парижа - 75). Ещё одно нововведение - в каждом регионе все номера те же самые, отличие только в этих мелких кодах региона. Вместо 27 прежних букв остались только те 12, которые есть в латинском алфавите. Преимущество - не надо менять номер при поездке за рубеж, недостаток - буквы номера стали “крутиться” быстрее и этот стандарт уже близок к завершению.

Еще больше интересного
в нашем телеграм-канале @avtobeginner_ru

Читайте также

Еще статьи по теме