Поиск по сайту

Зачем машине "хвост"

Зачем машине "хвост"

  • 10 минут на чтение

Период с апреля по октябрь - традиционное время дачного сезона. По всем направлениям из города выезжает море легковушек, которые проседают под весом дачного скарба. Ну, а если запихнуть в багажник и кузов все не удается, приходится цеплять к машине "хвост" в виде прицепа.

Прицепов к легковым автомобилям сейчас становится все больше и больше. Все они делятся на две группы - общего назначения и специальные. Прицепы общего назначения предназначены для перевозки различных грузов, не требующих создания специальных условий для их транспортировки. К ним относятся прицепы, оснащенные обычными грузовыми платформами с откидными бортами и тентами. Специальные же прицепы приспособлены для перевозки каких-либо конкретных видов груза. Например, в Луховицах выпускали цистерны для буксировки обычными "Жигулями" охлажденного молока, а курганский "Крепыш" позволяет перевозить шестиметровые доски. Также к специальным прицепам относятся автовозы, прицепы для перевозки яхт, катеров, различных транспортных средств (гидроциклов, квадроциклов, снегоходов), крупных домашних животных. Отдельную категорию специальных прицепов составляют прицепы-дачи, рассчитанные на комфортабельный отдых от двух до восьми человек.

Специальные прицепы чаще всего выпускаются небольшими партиями или по индивидуальным заказам под конкретный тип автомобиля и груз. Например, при перевозке яхт и крупных катеров необходимо учитывать размеры и форму корпуса, особенно скул. Продольные брусья каркаса такого прицепа воспринимаю основную нагрузку именно через эти части корпуса судна, поэтому их чаще всего изготавливают по специальным лекалам.

Еще сложнее обстоит дело с автовозами. При их выборе приходится учитывать не только возможности автомобиля-буксировщика, но габариты и массу перевозимых авто. Ширина колеи влияет на размеры погрузочных аппарелей, масса автомобиля - на мощность лебедки для его погрузки, систему фиксации и т.п. В основном для управления такими автопоездами необходима категория "Е" в правах, тогда как для обычных прицепов вполне достаточно легковой категории "В".

Готовясь к приобретению помощника по хозяйству, стоит познакомиться с характерными особенностями их конструкций, основными изготовителями и модельными рядами "телег".

Основная часть прицепа общего назначения - грузовая платформа, большинство которых изготавливается из стальных штампованных панелей. Правда, есть смешанные конструкции - борта стальные, а пол деревянный. Кузовные панели могут окрашиваться эмалями или оцинковываться. Следует помнить, что окрашенный прицеп дешевле, зато оцинкованный гораздо долговечнее. Еще дольше служат платформы, у которых поверх оцинковки нанесены защитные лакокрасочные покрытия.

Особняком стоят прицепы из алюминиевых сплавов, но серийно их выпускает только ростовское объединение "Роствертол". Они используют богатый технологический опыт и наработки авиационного производства, ведь "Роствертол" расшифровывается как Ростовский вертолетный завод. Его прицепы значительно долговечнее стальных (гарантия от коррозии достигает 15 лет) и заметно легче. Алюминий не нуждается в окраске, на него наносится защитное покрытие. За эти преимущества приходиться выкладывать немалые деньги.

Некоторые производители выпускают прицепы с надставными бортами - они могут "расти" в зависимости от характера груза. При выборе стоит отдать предпочтение тем из них, чьи кузова полностью укладываются в колею и не имеют колесных арок. Это позволяет более рационально использовать площадь платформы.

В грузовых прицепах используют два типа подвесок. Наибольшее распространение получила зависимая рессорная конструкция, более простая и дешевая. Однако при эксплуатации на проселочных дорогах такая подвеска не обеспечивает достаточной проходимости. Здесь проявляются все преимущества независимой подвески. В ней используются резино-жгутовые торсионы производства немецкой компании Al-ko Kober или венгерской Autofex-Knott.

Учитывая, что сейчас в России наиболее распространены автомобили с 13-дюймовыми колесами, чаще всего именно они и применяются в прицепах. Оригинальную конструкцию ступицы с восемью болтами разработали на Курганском машиностроительном заводе. На нее можно крепить и ВАЗовские, и "москвичевские" колеса. Некоторые прицепы (Тонар-8310, ВМЗ-8291) устанавливаются на 10-дюймовые колеса. У таких прицепов ниже погрузочная высота и центр тяжести, следовательно, их проще загружать и они более устойчивы. Но нагрузка на 10-дюймовые колеса гораздо меньше, стало быть, и грузоподъемность прицепа меньше. У ВМЗ-8291 она составляет всего 190 кг. К тому же для прицепа приходится возить лишнюю запаску. Поднять грузоподъемность до больших величин можно за счет увеличения числа осей (у Тонар-8310 их две).

Международные и российские правила допускают эксплуатацию прицепов полной массой до 750 кг без их оснащения тормозами. На более тяжелых прицепах применяют тормоза инерционного типа.

Выпуск грузовых прицепов к легковым автомобилям налажен сейчас более чем на десяти предприятиях России и Белоруссии.

Курганский машиностроительный завод, используя ограниченное количество узлов и деталей, выпускает 7 типов прицепов, составляющих семейство "Крепыш". Применение надставных бортов позволяет увеличивать их высоту от 250 до 500 мм. Передний и задний борта откидные, причем задний борт может откидываться на нижних и верхних петлях. Последнее обстоятельство вкупе с оригинальной конструкцией дышла позволяет использовать прицепы 8213 и 8284 как самосвальные.

Компания "Тонар" из подмосковного Орехово-Зуево выпускает семейство бортовых прицепов грузоподъемностью до 1600 кг. Все они имеют оцинкованные борта, независимую торсионную подвеску фирмы AL-KO KOBER, пластиковые крылья, унифицированные каркасы для тентов различной высоты. Из набора модульных узлов и деталей выпускается около десяти базовых моделей и практически неограниченное число версий и модификаций.

Московский завод спецавтомобилей выпускает отличные шасси для многофункциональных прицепов, среди которых и бортовые. Подвеска независимая торсионная Al-ko Kober, колеса 13-дюймовые. Борта высотой 300 мм., штампованные из оцинкованной стали с защитным покрытием. Грузоподъемность базовых моделей серии 17700 - 310-330 кг.

Ступинское производство вышло на рынок с серией прицепов "Трейлер" полной массой до 500 кг. Простота конструкции, рессорная подвеска, подрамник и дышло из труб квадратного сечения обеспечили им относительно невысокую цену. Все прицепы "Трейлер", несмотря на единый индекс 82940Т, имеют мало общего. Самый интересный из них - 3.2Н - предназначен для погрузки и транспортировки самоходной техники весом до 315 кг: снегоходов, квадроциклов, гидроциклов, небольших катеров. Для этого он оснащен дополнительной опорой, откидными аппарелями, лебедкой, специальными проушинами для фиксации крепежных ремней, тентом на каркасе увеличенной высоты.

P.S.: несколько основных правил, связанных с эксплуатацией грузовых прицепов:

Не перегружайте прицеп. Вы причиняете вред не только ему, но и автомобилю, несущий кузов которого очень восприимчив к перегрузкам. К тому же, лишняя сотня килограмм "за спиной" вносит заметные коррективы в работу подвески, рулевого управления и тормозов, а это уже проблемы безопасности. Сложнее становится маневрировать, особенно при поворотах на перекрестках в условиях городского движения. Да и со скоростью надо быть аккуратнее. А если вам приходится регулярно таскать за собой мощный прицеп, да еще и с тентом, позаботьтесь о нормальном обзоре - недаром многие компании выпускают специальные дополнительные выносные зеркала.

Еще больше интересного
в нашем телеграм-канале @avtobeginner_ru

Читайте также

Еще статьи по теме