Поиск по сайту

Боремся с перегревом двигателя

Боремся с перегревом двигателя

  • 10 минут на чтение

Даже самые современные автомобили, далеко не бюджетной стоимости, могут испытывать проблемы с перегревающимся силовым агрегатом. Особенно актуальным этот вопрос встаёт в летний период, когда на многих автомобилях, стоящие в городских пробках, перегревается двигатель.

Опасность заключается в том, что даже кратковременный перегрев, зачастую доставляет большое количество проблем, ведь двигатель автомобиля имеет немало чувствительных к повышенной температуре деталей. Чтобы уберечь автомобиль от перегрева, следует иметь хотя бы общие представления о причинах, ведущих к перегреву двигателя.

Виды перегрева мотора

Перегрев мотора принято разделять на внутренний, являющийся наиболее опасным, и внешний. Обнаружить внутренний перегрев мотора не так просто. Температура охлаждающей жидкости почти не повышается, излишнее тепло как бы остаётся внутри мотора. Тем не менее, двигатель из-за возникновения вредного калильного зажигания и детонации выдаёт неисправность резким снижением мощности.

Основные причины внешнего перегрева

Типичных причин внешнего перегрева несколько. Одной из самых распространённых причин является недостаточный уровень охлаждающей жидкости. Как и прочая жидкость, охлаждающая жидкость автомобильного мотора может вытечь сквозь любое отверстие в системе охлаждения. Это могут быть неплотное прилегание различных прокладок, ослабление хомутов, патрубков и т.п. Доказательством потери антифриза служат пятна под автомобилем после продолжительной стоянки, а также белёсые подтёки на поверхностях. Если при этом, уровень охлаждающей жидкости в бачке заметно понизился, следует озадачиться поиском течи.

Самое плохое, когда охлаждающая жидкость проникает в цилиндр мотора или смешивается с маслом. Такое иногда случается при прогреве и разрушении блока, короблении посадочной поверхности головки двигателя или прокладки блока цилиндров. Последствия такой неисправности могут стать очень печальными — начиная с закаливания коленчатого вала и заканчивая гидроударом мотора.

Второй по популярности причиной перегрева двигателя является недостаточная производительность охлаждения радиатора. Основания для этого могут быть различными. Если вентилятор имеет электропривод, то неисправность может скрываться во включающем его датчике. В случае, когда вентилятор вращается от коленчатого вала ременным приводом, стоит проверить натяжение ремня. Нередко радиатор может не получать должного охлаждения, ввиду обильного загрязнения. Если устранение всех перечисленных причин не помогает, возможно, стоит заменить радиатор.

Перегрев мотора может стать следствием нарушения работы термостата. В охлаждающей системе со временем накапливаются отложения, исключающие подвижность упругого рабочего элемента термостата, который перестаёт реагировать на температуру охлаждающей жидкости на выходе из мотора. Если это случается, термостат будет, либо непрерывно гонять охлаждающую жидкость по малому контуру и тогда перегрев станет неизбежным, либо по большому, что не так опасно для перегрева, но прогреваться мотор в морозы будет значительно дольше. Термостат очень чувствителен к жесткой воде с большим содержанием солей и минералов. В таком случае, даже после замены термостата на новый, уже через пять тысяч километров пробега можно ождать повторный его выход из строя.

Оказывает влияние на повышение рабочей температуры мотора и его работа в нерасчетных, нештатных режимах. Ярким примером станет автомобиль, передвигающийся длительное время в качестве буксирующего автомобиля. И если за бортом жарко, дорога долгое время тянется в горку, когда обороты двигателя близки к максимальным, а скорость мала, то закипание даже полностью исправного мотора гарантированно. Очень не полезны и длительные пробки, особенно в жаркую погоду, когда при непрерывной работе мотора нет набегающих потоков воздуха, которые охлаждали бы мотор.

Не частой, но весьма характерной причиной перегрева мотора является прогар выпускного клапана.

На такте сгорания трещина на клапане выпускает газы, разогретые до высоких температур, что значительно увеличивает температуру внутри двигателя.

Основные причины внутреннего перегрева

Опасность последствий внешнего перегрева не так велика, как при внутреннем перегреве, поскольку заметить внешний перегрев можно по указателю уровня температуры охлаждающей жидкости. Стрелка, заходящая в красную зону – первый признак необходимости принятия мер. Значительно опаснее внутренний перегрев двигателя, который, как правило, проявляется уже с последствиями.

В полостях системы охлаждения скапливается большое количество отложений. И чем больше пробег автомобиля, тем больше отложений на стенках полостей, особенно это касается головки блока цилиндров. Вред подобных отложений очевиден. Во-первых, они не проводят тепло, формируя дополнительное сопротивление для воздействия охлаждающей жидкости. Во-вторых, отложения забивают немалую часть каналов системы отложений, тем самым блокируя пути для антифриза. При этом, температурный датчик будет сигнализировать о нормальной работе и рабочем режиме температуры системы охлаждения, тогда, как внутри мотора уже чрезмерно горячо.

Стоит отметить, что забивающие каналы отложения, повышают риск появления кавитации охлаждающей полости. Это явление, при котором металлические стенки двигателя получают сквозные дыры. Очень часто повреждения, полученные вследствие кавитации, путают с обычной коррозией.

Типичной причиной внутреннего перегрева мотора автомобиля является обильный нагар в камере внутреннего сгорания. Камера сгорания в этом случае теплоизолируется толстым слоем нагара, который практически не проводит тепло. Эта ситуация характерна, в основном для двигателей с большим износом, когда в цилиндры поступает большое количество масла. Недостаточно выгорая, масло образует на стенках цилиндра вредный теплоизолирующий слой. Возникает некий замкнутый круг – высокий расход масла ведет к перегреву, кроме того, в камере сгорания большое количество масла образуют отложения, которые ещё больше увеличивают риски перегревов. При этом температурный указатель будет упорно показывать нормальную температуру штатного режима работы мотора.

Причиной внутреннего перегрева может стать и регулярное применение присадок к моторному маслу. Дело в том, что принцип работы большинства присадок в том, что они образуют на поверхностях цилиндров металлокерамический слой. Металлокерамика, являясь мощным теплоизолятором, в совокупности с отложениями изношенного мотора в значительной степени увеличивает опасность внутреннего перегрева.

Советы и рекомендации

Таким образом, причин перегрева двигателя достаточно много. Чтобы защитить мотор от перегрева, все полезные советы можно свести к одному. Необходимо тщательно следить за состоянием двигателем автомобиля. Стоит регулярно проверять степень натяжения ремня вентилятора, регулировать датчик его включения. Нельзя применять некачественное топливо, в особенности, если вам предстоит длительная поездка в летний период года в дорожных условиях с пробками и плотным дорожным потоком.

Не стоит забывать, что чистоту любят не только люди. Значительный слой грязи на поверхностях мотора, радиаторе, который не видно при закрытом капоте, значительно мешает эффективной работе мотора. Избежать внутреннего перегрева, вызываемого всевозможными отложениями в двигателе, можно, правильно используя качественную автохимию, проблем с приобретением которой сейчас нет.


Еще больше интересного
в нашем телеграм-канале @avtobeginner_ru

Читайте также

Еще статьи по теме