Поиск по сайту

Выбираем моторное масло

Выбираем моторное масло

  • 10 минут на чтение

Любой автовладелец с опытом подтвердит, что от правильного выбора автомобильного масла напрямую зависит надёжность и долговечность работы двигателя. Подходить к вопросу выбора моторного масла нужно очень ответственно.

Инструкция по эксплуатации любого автомобиля содержит указания производителя машины на то, какое должно применяться масло для данной модели автомобиля. Но если автомобиль используется в условиях, резко отличающихся от обычных, а также если вы приобретаете подержанный автомобиль с отсутствующей сервисной книжкой, выбирать масло придётся самостоятельно. Ничего сложного в выборе масла нет. При внешнем разнообразии и изобилии автомобильных масел, все они систематизированы по своим свойствам и показателям. Автомобильные масла разделяются на классы, каждый из которых адаптирован под определённые двигатели и условия эксплуатации. Именно эти показатели и указываются в маркировке.

«Синтетика» или «минералка»?

Масло, заливаемое в двигатель автомобиля, принято разделять на минеральное, синтетическое и полусинтетическое. Постоянно совершенствуясь, минеральные масла применяются с самых ранних пор. Они обладают устойчивыми свойствами, в меньшей степени влияют на износ прокладок и сальников. При обычных условиях эксплуатации машины минеральные масла подходят для использования в двигателях новых автомобилей, притом, что для машин с очень большой выработкой ресурса двигателя такие масла даже предпочтительнее. К неоспоримым плюсам минеральных масел можно отнести их невысокую стоимость.

Синтетические масла обладают более высокими смазочными характеристиками, значительно большей, в сравнении с «минералкой», стабильностью и экономичностью. Такие масла оставляют на рабочих поверхностях внутри мотора меньшее количество отложений. Однако у «синтетики» есть и свои минусы.

Во-первых, этот вид моторных масел является наиболее дорогим. Как правило, синтетическое масло почти в два раза превышает стоимость минерального.

Во-вторых, синтетическое масло отличает обилие химических соединений с кислотными и моющими свойствами. Вследствие такой особенности заливать синтетическое масло в двигатель, продолжительное время работавший на минеральном масле, противопоказано.

Через некоторое время синтетическое масло вымоет накопившиеся отложения в двигателе, которые забьют собой масляные каналы. Однако несмотря на свою высокую стоимость синтетическое масло принесёт ощутимую пользу мотору автомобиля, вне зависимости, ездите ли вы на мощной иномарке или управляете скромным отечественным автомобилем. Если вы приобрели новый автомобиль или уверены в том, что эксплуатация машины «на минералке» была не столь продолжительной, чтобы вызвать большие отложения в системе двигателя, смело заливайте в свой двигатель синтетическое масло. Но, если в двигателе имеются следы подтекания масла или отложения в системе велики, то с переходом на «синтетику» придется повременить до устранения течей, замены резиновых элементов и промывки масляной системы двигателя.

Что касается полусинтетических масел, то их можно назвать своеобразным компромиссом между потребительскими характеристиками и ценой синтетического и минерального масел. Его цена лишь ненамного превышает стоимость «минералки», приближаясь по свойствам к «синтетике».

Маркировка моторных масел

Вся информации о масле, предлагаемом на прилавках автомагазинов, должна быть указана в маркировке на его этикетке. На сегодняшний день принято использовать два классификатора. Это — АСЕА, применяемый ассоциацией производителей автомобилей в Европе и API, используемый в американской автомобильной промышленности. Эти два классификатора определяют эксплуатационные свойства и область применения масел. Как правило, сегодня на этикетке указывается маркировка по обоим классификаторам. Кроме того, существует ещё один, общепринятый во всём мире классификатор SAE, по которому определяется вязкость моторного масла.

Классификация АСЕА предусматривает обозначение свойства масла в виде цифры, следом за буквой, которая, в свою очередь, обозначает область применения. Для универсальных масел обозначение свойств указывают через запятую. АСЕА разделяет область применения моторных масел на три категории: «А» — масло, рассчитанное на работу в бензиновых двигателях, «В» — для дизельных моторов легковых автомобилей и «Е» — применяемое в дизельных двигателях.

Что касается свойств масла, то тут градация более обширная. Масло для двигателей, работающих в условиях повышенных температур, как правило, это – мощные не турбированные моторы, маркируется цифрой 1. Для подавляющего числа двигателей, эксплуатирующихся при тяжелых и средних нагрузках, выпускается масло, маркирующееся цифрой 2. Для высокофорсированных двигателей, а также в случаях увеличенного интервала замены масла, как и для дизельных моторов, отвечающих условиям Евро-1 и Евро-2, работающих при повышенных нагрузках необходимо использовать масло, маркированное цифрой 3. Моторы с системой непосредственного впрыска топлива и дизели с высокой степенью форсированности, эксплуатирующиеся в наиболее тяжелых условиях, требуют использования масла с цифрой 4 на этикетке. Наконец, цифрой 5 обозначают масло для двигателей, допускающих использование энергосберегающих масел низкой вязкости в условиях высоких температур. Сюда относят и высокофорсированные дизельные моторы, работающие в условиях особо тяжелой эксплуатации.

Американская классификация API предусматривает разделение масла для бензиновых и дизельных моторов – буквы S или С соответственно. После одной из этих букв ставится ещё одна латинская буква, которая указывает на эксплуатационные свойства.

Класс вязкости, как важнейший показатель при выборе масла

Класс вязкости моторного масла призван определять режим, при котором пары трения смазываются наиболее эффективно. Здесь учитываются отвод тепла от трущихся поверхностей и энергетические потери в разных режимах работы мотора. Масла с большим значением вязкости применяются для использования в низкооборотистых, высоконагруженных двигателях и при эксплуатации автомобиля при повышенных нагрузках. Масла с меньшей степенью вязкости заливают в легконагруженные, высокооборотистые моторы при нормальных условиях эксплуатации. Указываемый в маркировке коэффициент вязкости обозначает температуру, при котором, масло сохраняет свои эксплуатационные характеристики.

На сегодняшний день значительное распространение получили т.н. всесезонные виды масел, способные сохранять свои рабочие свойства в весьма широком температурном диапазоне. Именно это свойство и указывает изготовитель масла в маркировке. Так, например, масло с маркировкой по SAE10W-40 означает, что это всесезонное масло, рассчитанное на использование как в зимний период, так и летом. Индекс «10W» указывает на возможность применения зимой (Winter), при температуре до – 20°С. Второе число «40» показывает на применение масла в летний период при температуре до +40° С. В случае, если маркировка по SAE использует только один из описанных параметров, то пред вами сезонное масло (SAE 10W – масло для зимней эксплуатации, SAE 40 – сезонное масло для лета).

Классификация по SAE предусматривает следующие расшифровки маркировок: 0W – зимняя эксплуатация до -30°С и более низких температур, 5W до температуры не ниже -25°C, 10W — до -20°С, 15W — до -15°C, 20W — до -10°C. Выбирая масло в соответствии с такой маркировкой, вы избавитесь от проблем при пуске мотора зимой, максимально уменьшив износ деталей двигателя и исключив возможное заклинивание в результате масляного голодания.

Еще больше интересного
в нашем телеграм-канале @avtobeginner_ru

Читайте также

Еще статьи по теме