Поиск по сайту

Как правильно тормозить двигателем

Как правильно тормозить двигателем

  • 9 минут на чтение

Торможение двигателем - это процесс снижения скоростного режима машины без применения тормоза. Этот способ торможения наиболее активно использовался во времена, когда в машинах с МКПП не устанавливались тормозные системы с электроникой.

Но тормозить мотором можно и на сегодняшних машинах с АККП. Тип привода при этом никакой роли играть не будет.

Процесс торможения мотором

Во время отпускания водителем педали скорости в мотор начинает поступать меньшее количество горючего, из-за чего его обороты снижаются. Когда передача скоростей включена, а сцепление находится в невыжатом состоянии, процесс замедления вращения колес при уменьшении оборотов мотора будет выглядеть совершенно естественным.

В сущности, при данном виде торможения получается обратная ситуация, когда не двигатель вращает колеса с помощью кардана, а напротив - вращающиеся колесные пары посредством кардана начинают крутить коленчатый вал двигателя. Коленвал и блок цилиндров в этом случае начинают работать в принудительном режиме, что провоцирует механические потери. Кардан из-за этого вращается медленнее, скорость существенно снижается и происходит торможение.

Когда может применяться торможение мотором

Главное, о чем не следует забывать — торможение мотором не используется для быстрой остановки транспортного средства. А применяться оно может в таких случаях:
  • при необходимости затормозить на скользкой трассе;
  • во время движения по косогору;
  • когда нет возможности тормозить классическим способом — педалью или ручным тормозом.

Если автомобиль движется по скользкой трассе, то велика вероятность заноса, которого можно избежать, применив торможение силовым агрегатом — это поможет сохранить управляемость машиной. Автоблокировка (ABS и ESP) далеко не всегда может стать выходом из положения, и в условиях гололеда, слякоти или другого вида бездорожья остается риск заноса. Именно поэтому многие водители используют возможность затормозить мотором, когда машина движется на значительной скорости в условиях плохой погоды.

Во время движения по тяжелому спуску данный такое торможение поможет избежать значительной нагрузки на тормозную систему, которая чревата перегревом ее составляющих. А ведь из-за частого перегревания система вполне может выйти из строя раньше положенного срока. Кроме того, перегрев колодок может привести к их заклиниванию в самый ответственный момент, а это уже серьезная угроза безопасности. Стоит ли говорить о пользе торможения силовым агрегатом при полном отказе тормозов…

Как правильно тормозить мотором

Ничего сложного в этом процессе нет, но кое-какие особенности все же имеются и здесь. Например, чтобы не допустить критической нагрузки на силовой агрегат и трансмиссию, необходимо соблюдать противоположный порядок переключения передач — с четвертой на третью и так далее. Кстати, сразу на первую с четвертой передачи переключаться нельзя, так как это приводит к быстрой потере скорости и, как следствие, к блокированию колес. Последовательность действий должна быть следующей:

  • отпускание педали «газа";
  • нажимание на сцепление;
  • переключение на более низкую передачу
  • плавное отпускание сцепления (сцепление надо отпускать именно плавно, чтобы не допустить сильной нагрузки на его механизм).
При полном отказе тормозной системы для остановки машины нужно постепенно дойти до первой передачи и выключить зажигание. В случае необходимости экстренного торможения можно пренебречь последовательностью торможения и сразу перейти на первую скорость.

Во время торможения мотором при нажатии на сцепление связь мотора с колесами разрывается, что может привести к значительному увеличению скорости, так как двигатель уже не будет сдерживать кручение колес. В этом случае машина будет вести себя так, как она ведет себя на нейтралке. Поэтому перед выжиманием сцепления лучше подстраховаться и надавить на тормоз.

Еще один немаловажный момент — во время торможения мотором стоп-сигналы не срабатывают, а это значит, что водители, которые едут сзади, не будут оповещены о вашем намерении затормозить. Поэтому перед данным видом остановки авто нужно активировать аварийную сигнализацию. Для этого можно слегка надавить на тормоз. Кстати, коэффициент сжатия у дизельных моторов гораздо сильнее, чем у бензиновых, поэтому дизель будет тормозить резче.

Торможение мотором с АКПП

У торможения с "автоматом" есть некоторые особенности, главным образом зависящие от специфики устройства АКПП. Иные автоматические коробки вообще не предусматривают возможности торможения мотором, а в некоторых эта функция блокируется на уровне системного управления. Но есть и такие АКПП, в которых данный вид торможения активируется автоматически или включается только вручную.

Нужно помнить, что этот способ торможения с АКПП, где такая возможность не предусматривается, осуществляется только в самом крайнем случае, когда иные варианты невозможны. Иначе это может привести к поломке автоматической коробки, а ее ремонт стоит недешево. "Автоматы" мягче контактируют со сцеплением, поэтому торможение двигателем с ними намного безопаснее, чем с механической системой.

Торможение двигателем с вариатором

В некоторых вариаторах предусмотрен специальный режим торможения при помощи двигательной системы — это режим "L". Но так как во включенном состоянии он провоцирует лишний расход горючего и уменьшает динамичность, некоторые водители отключают его на программном уровне.

Положительные и отрицательные стороны торможения двигателем

Сначала следует упомянуть о плюсах данного способа торможения, которых достаточно много, и они весьма существенны:

  • Этот способ является контраварийным вариантом остановки автомобиля.
  • Если тормоза полностью отказали, торможение двигателем может стать единственной возможностью затормозить.
  • Такой вид торможения равномерен и способствует устойчивости транспортного средства на скользкой трассе.
  • Тормозная система в этом случае практически не испытывает нагрузки, что приводит к увеличению срока эксплуатации колодок и дисков, а также исключает возможность их заклинивания.
  • Экономия горючего.

Минусы, конечно, тоже есть:

  • Не происходит активация стоп-сигналов, что вполне может спровоцировать аварийную ситуацию.
  • Увеличивается нагрузка на трансмиссию.
  • Увеличивается расход масла.
  • В случае с дизельными двигателями нужно действовать особенно аккуратно.

Заключение

Каждый водитель обязательно должен уметь производить торможение двигателем. Но при отсутствии необходимых навыков этот способ остановки машины лучше использовать только в экстренных случаях, когда классический вид торможения становится невозможным. Для получения необходимого опыта можно потренироваться на трассе с хорошим покрытием и умеренным движением.

Еще больше интересного
в нашем телеграм-канале @avtobeginner_ru

Читайте также

Еще статьи по теме